СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА И СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
- Подробности
- 11.10.2022 07:41
- Просмотров: 498
С начала строительства нового здания Васьковская средняя школа была в нашем районе лучшим примером того, как должна быть обустроена сельская школа и как должна быть направлена её работа: именно обучение и воспитание будущего сельского жителя. С воспоминаний о том, без сомнения лучшем периоде в жизни этого учебного заведения, и началась наша беседа с первым и бессменным директором Васьковской школы Алексеем Ивановичем Мозалевым
По решению генерального директора ОАО « Смоленскэнерго» Виктора Александровича Качалова, его заместителя Кима Александровича Гуреева, директора подсобного хозяйства «Васьково» Григория Александровича Знайко началось строительство в деревне Васьково новой типовой школы с бассейном на 198 посадочных мест по белорусскому проекту. Закономерным было и решение назначить её директором Алексея Ивановича Мозалева. Выбор пал на него, в тот момент ещё совсем молодого педагога, не случайно. Уроженец Починковского района, он остался работать на малой родине. Его мать была учителем русского языка и литературы, завучем Беликской средней школы. После окончания исторического факультета Смоленского пединститута был назначен директором Галеевской восьмилетней школы. Возможность личного участия в создании и становление современной новой школы Алексей Иванович воспринял с энтузиазмом.
ПОД КРЫЛОМ СМОЛЭНЕРГО
В 1990 году в Галеевской неполной средней школе обучалось около 130 учащихся. Сельское хозяйство было на подъёме, число детей увеличивалось, и в старом здании школьный коллектив уже не умещался. 17 октября 1994 года переселились в новое здание школы, которая с 1 сентября 1995 года стала средней и была переименована в Васьковскую. В школе функционировали бассейн, спортивный зал, тир, столовая, библиотека, стадион, теплица, пришкольный участок, автогородок. По сей день в районе, да и в области, так и не появилась сельская школа с аналогичным оснащением. Все объекты инфраструктуры продолжают действовать. А вот обучаются сегодня всего 43 ученика, и вектор развития изменился кардинально.
Руководство Смолэнерго уделяло особое внимание подготовке кадров для своего подсобного хозяйства, а Григорий Александрович Знайко на годы стал добрым и надёжным другом школы. Для приобщения учеников к сельскохозяйственному труду специалисты хозяйства вели дополнительные занятия. В уборочную страду ученики работали на полях помощниками комбайнеров, операторами машинного доения. И ежегодно осенью в День урожая генеральный директор В.А.Качалов приезжал и вручал премии не только заслуженным работникам совхоза, но и ученикам Васьковской школы.
Работала производственная бригада, за которой был закреплен агроном. Ребята сажали и убирали капусту, картофель, морковь, свеклу на специально выделенном совхозом поле. Весь урожай поступал в школьную столовую. Кроме этого между школой и хозяйством существовала договоренность о бесплатных поставках мяса и молочных продуктов. Благодаря этому двухразовое питание для всех учеников было бесплатным.
Для доставки учеников из близлежащих деревень хозяйство выделило автобус.
Чтобы облагородить деревню работники совхоза вместе с учениками и школьным персоналом сажали деревья в парке.
В школьном спортзале регулярно проводились спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу, баскетболу, в которых принимали участие не только школьники и учителя, но и работники совхоза.
Выпускники, проявившие интерес к сельскому хозяйству получали направления в сельскохозяйственные ВУЗы и становились стипендиатами от хозяйства.
9 мая 2000 года в одном из помещений открыли музей истории школы и ОАО «Васьково». В этом же году по решению областной Думы школе было присвоено имя земляка – Героя Советского Союза Михаила Ефимовича Александрова.
– Огромный вклад в становление школы и моё как руководителя сделал Григорий Александрович Знайко, который всячески меня поддерживал, помогал, – подчеркивает А.И. Мозалев. – Благодаря ему, я приобрёл бесценный опыт – и руководящий, и просто житейский. Григорий Александрович откликался на нужды и просьбы педагогов. Относился очень ответственно и уважительно к педагогическому труду, был лично знаком со всеми учителями. Даже учебный городок на территории школы для изучения правил дорожного движения сделан по его инициативе. Он вполне логично рассудил, поскольку школа расположена недалеко от автомагистрали, то обучению правилам безопасности необходимо уделять особое внимание. По сей день районные соревнования «Безопасное колесо» проводятся на базе нашего городка. И школьная команда периодически занимает призовые места на областных соревнованиях.
В школьном музее у Алексея Ивановича любимые стенды связаны именно с тем временем, когда деревня строилась, развивалась и казалось, что впереди самые замечательные перспективы.
ИНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
– Сегодняшнего выпускника сельской школы нацеливаем на адаптацию к современной жизни, – рассказывает А.И. Мозалев. – Мы являемся муниципальной школой, все требования обозначены законодательством. Это значит, что каждый ребёнок должен устраиваться в этой жизни с пользой для себя и государства.
Теперь педагоги Васьковской школы не могут сказать ученику «оставайся в отчем доме, работай, заводи семью». О традициях привязанности к селу больше нет речи. Главное, чтобы полученные в школе знания ребёнок мог применить для поступления в профессиональные учебные заведения и трудоустроиться в любом месте.
Чтобы сельские выпускники на равных конкурировали с городскими нужно финансирование. Нынешней уровень оснащения Васьковской сельской школы А.И. Мозалев оценивает, как стремление не отставать от городских.
– У нас есть интерактивные доски, в прошлом году по нацпроекту «Цифровая среда» получили 22 ноутбука, – перечисляет в ходе экскурсии по школе А.И. Мозалев. – Классы, библиотека обеспечены оргтехникой. Мы нагоняем, но городские школы не стоят на месте, двигаются дальше. Без технического оснащения поставить сельские школы на один уровень с городскими невозможно. С начала нынешнего года заработал центр «Точка роста», получили три комплекта роботов, оборудование для лабораторий по химии, физике, которые используем и на уроках и в кружках. Энтузиазм детей не уступает энтузиазму учителей. Привлекли студента третьего курса педуниверситета Станислава Андреевича Молчанова для занятий робототехникой. Очень увлечённый человек, готовый работать, не считаясь со временем, вокруг которого дети жужжат как пчёлы. Наверное, придётся дополнительные средства искать на оплату за освещение, так как до вечера ребята не хотят расходиться.
Директор уверен, что выпускник Васьковской школы владеет компьютером не хуже городского, а теперь ещё и робототехнику освоит. Его воспитанники участвуют в муниципальном этапе олимпиад и занимают призовые места. Выходят васьковские школьники и на областные олимпиады. Прошлогодний выпускник Максим Козлов поступил в престижный московский вуз и успешно там учится. И живёт сегодняшний школьник не в той деревне, как было раньше, – в каждом доме компьютер. Знания городских и сельских школьников начинают выравниваться.
Есть хорошие условия для физического развития: спортивный зал, тренажерный зал, школьный стадион, тир. Третий урок физкультуры проходит в бассейне.
ЗАБОТ НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ
В любой, даже самой богатой школе всегда чего-то не хватает, и это нормально. Всё больше времени у директора сельской школы отнимают хозяйственная и административная части работы. Несмотря на то, что Васьковская средняя школа самая молодая в районе, она тоже нуждается в средствах. В 2001 году открылось дошкольное отделение, руководство и ответственность были переложены на директора школы. При малой численности технического персонала, отсутствии завхоза и большом количестве помещений, в шкафу у директора рабочая одежда всегда наготове. «Кабинетным руководителем» стать не получилось – когда надо и сам принимается за дело.
Районные власти не обижают, 10 лет назад крышу капитально отремонтировали, откликаются на экстренные нужды. Огромное спасибо А.И. Мозалев говорит главе района А.В. Голубу за строительство блочно-модульной котельной. Тепло и экономно. Центральная котельная, от которой раньше топилась школа, была построена в расчёте на жилой поселок, административные здания и ещё на перспективное развитие. А в итоге стала отапливать только школу. Модуль обогревает школу и бассейн.
На вопрос какая из разновидностей директорских обязанностей ближе, Алексей Иванович ответил, что административная работа в школе не должна нравиться. Это больше ответственность и обязанность. Как педагогу ему в радость вести уроки истории – любимого с детства предмета. Интерес к нему появился благодаря увлечённому учителю истории, с которым курганы в Белике исследовали, в походы ходили, и историю знали не только по учебникам. Как и его учитель, Алексей Иванович своим ученикам говорит: «То, что написано в учебнике, вы прочитаете сами, а я вам предложу интересную информацию, которую вы сами можете не встретить». Общение с детьми заряжает энергией. Но последние семь лет круг хозяйственных и административных дел лишает А.И. Мозалева этой возможности.
– Я не могу сказать, что на этом месте сделал всё что мог, но считаю себя счастливым человеком, – убеждён А.И. Мозалев – Если бы на заложенной 33 года назад крепкой материальной базе, рядом с такими людьми как Григорий Александрович Знайко, можно было пройти весь трудовой путь, то сделать удалось бы больше: с возможностями Смолэнерго, с поддержкой руководства базового предприятия. Рядом были люди требовательные, с одной стороны, и сами работающие с полной отдачей, с другой. Не давали успокаиваться на достигнутом и поощряли любую инициативу.
Надежная опора образования в деревне – совхозы-шефы – рухнула, а с меценатами здесь туго. Директора обращаются к частным предпринимателям и не всегда получают отказ. Но такая помощь – это, скорее, частность, а не система, на которую можно рассчитывать. Очень добрые взаимоотношения сложились у Васьковской школы с руководителем СППК «Васьково» Еленой Викторовной Бабушановой. Её дети уже не учатся, а она продолжает откликаться на просьбы. Не всегда деньгами, когда канцелярскими товарами, хлоркой для бассейна или ремонтами двигателей.
ШКОЛА – ЭТО ЛЮДИ
Школа – это не крыша и стены – это люди, которые там работают и учатся. За время существования Васьковской школы сохранился основной учительский состав. Все педагоги – люди творческие, любящие детей и свою профессию, многие из них – выпускники Галеевской и Васьковской школ.
– Формируя педагогический коллектив, я поставил цель привлечь к преподаванию каждого предмета специалиста, – рассказывает А.И. Мозалев. – Учитель русского языка не должен вести уроки изо. Мы с Г.А. Знайко ездили в педуниверситет и сумели подобрать нужный кадровый состав. Несколько специалистов из той команды в последние годы уехали в столицу и даже за границу. На данный момент стараюсь омолаживать коллектив. Химию преподаёт молодой учитель Татьяна Анатольевна Гончарова. После закрытия Октябрьской школы штат пополнился хорошими специалистами – супруги Массорины Владимир Геннадьевич и Ольга Алексндровна (русский язык и история). Но основной костяк составляют те педагоги, с которыми я почти 30 лет назад открывал Васьковскую школу. Учителя приезжают из близлежащих деревень. Была идея недалеко от школы построить «учительский дом», но так и не удалось её реализовать, успели только заложить фундамент.
Учителя в сельской и городской школе не отличаются: в одних вузах учились, одинаково проходят аттестацию. Более того, в деревне и текучка меньше, и наполняемость классов не такая высокая, как в городе. Это значит, что можно больше внимания уделять каждому ученику, и если ребенок действительно хочет получать знания, возможности для этого есть. Сельская школа более колоритная. Здесь индивидуальность учеников выражена ярче.
Школа – это уникальное место, где рождаются не только традиции, но и понимание ребенком многих процессов, которые будут происходить в обществе. Здесь закладываются разновозрастные взаимосвязи, работа в команде, положительное взаимодействие и в то же время индивидуально-личностное становление – все это важные составляющие развития.
Накануне Дня учителя Алексей Иванович Мозалева отметил свой юбилей. Вместе с поздравлениями пожелаем ему и коллективу Васьковской школы, с которой тесно связана его судьба, благополучия и приносящих удовлетворение результатов работы и учёбы.
С. ЕРМАКОВА.