В ДИВИНСКОЙ ШКОЛЕ
- Подробности
- 31.03.2022 08:40
- Просмотров: 541
Центр образования естественно-научной направленности «Точка роста» на базе Дивинской средней школы был открыт в 2021 году в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Он призван обеспечить повышение охвата учащихся программами основного общего и дополнительного образования по «Физике», «Химии», «Биологии». Дети и педагоги получили дополнительные возможности для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий.
ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
Большее количество комплектов лабораторного оборудования оказалось в распоряжении преподавателя биологии и химии Натальи Александровны Анаховой (на фото).
Это инициативный, творческий педагог. Коллеги недоумевают, когда она успевает, помимо уроков, вести разнообразные занятия в кружках, подготовка к которым требует не меньше времени и сил. Наталья Александровна открыта ко всему новому прогрессивному. Для неё не проблема подобрать интересную для школьников тему исследований. Главные стимулы для педагога – любовь к предмету, ответственность перед детьми, и, что не менее важно, неугасающий интерес к своему делу, жажда познаний. И раньше ученики Н.А. Анаховой готовили интересные яркие работы к различным конкурсам. Новое оборудование – лаборатории по химии, биологии, физиологии – стало дополнительным стимулом для активизации творческой деятельности.
Цифровая лаборатория – это комплект оборудования с датчиками, присоединёнными через калибровщик к компьютеру, на который сразу выводятся данные исследований. Плюс два электронных микроскопа. С интересными темами у Н.А. Анаховой проблем никогда не бывает. Например, для исследования на ионы крещенской воды, набранной в разных местах, применить арсенал лаборатории по химии. Или с помощью ресурсов лаборатории по экологии изучить изменения влажности почвы под воздействием внешних обстоятельств. Заметно расширились возможности для учащихся 9-11 классов в выборе тем для проектной деятельности, более углубленного изучения материала и проведения экспериментов. И как результат – повышение интереса школьников к экологической тематике, тесно связанной с учебными программами химии и биологии.
Лаборатория по физиологии используется для уроков физкультуры, ОБЖ, на практических и лабораторных работах по биологии, в кружковой работе.
На уроках химии новое оборудование с красочными методическими пособиями, с наборами примеров практических работ стали использовать сразу после его поступления. На электронных микроскопах дети готовы пересматривать всё подряд, изображение выводится на доску, и создаётся наглядный визуальный эффект участия каждого учащегося в исследовании. Микроскоп лёгкий в управлении, имеет автоматическую настройку, три режима подсветки, с помощью компьютера позволяет выполнять фотофиксацию результатов для последующего использования для презентаций.
Большим плюсом внедрения нового лабораторного оборудования Н.А. Анахова считает стимулирование учащихся к самостоятельной работе.
Повышается интерес к предметам и расширяются методы их изучения с помощью кружковой работы. Так, «Зелёная лаборатория» готовит учеников 5-6 классов к изучению биологии. На кружок «Увлекательная химия» приходят дети, уже изучающие предмет. «Шаг в медицину», помимо познавательных функций, несёт и профессиональную ориентацию.
– На первых порах внедрения лабораторий подспорьем стало общение с коллегами в группах «Точки роста» в социальных сетях, – рассказала Н.А. Анахова. – Видео-уроки, наработки, информация, которыми постоянно обмениваемся. К открытию центра готовились заблаговременно, практически начиная с мая прошлого года. При институте усовершенствования учителей есть специальные курсы. Все преподаватели получили сертификаты. Но и сами ребята стали активными увлечёнными помощниками, инициаторами всё более широкого использования новых возможностей в учебной и исследовательской деятельности. Занятия проходят с неподдельным интересом, ведь можно именно на практике провести любое исследование, в том числе и с использованием цифровой лаборатории.
ПОПУЛЯРНОСТЬ РОБОТОТЕХНИКИ
На сегодняшний день Дивинская школа – единственная в своём образовательном округе, где ребята могут приобщиться к такой динамично развивающейся науке, как робототехника. Её освоение открывает перед подрастающим поколением массу возможностей.
Первый кружок открыла преподаватель начальных классов Татьяна Александровна Журавкова (на фото). И, по её признанию, сама удивилась собственной смелости, ведь педагог осваивает поступившее оборудование, можно сказать, вместе с учениками. Ей, так же как и детям, это очень интересно.
Получив первый набор конструктора программируемых инженерных систем, с инструкцией, вместе с учащими 5-6 классов, пришедшими на кружок, Т.А. Журавкова стала изучать принципы работы автоматизированных механизмов с запрограммированным набором функций. Навыки сбора конструкторов у детей есть с малолетства, первого робота собирали строго по инструкции. А вот запрограммировать его помогали старшеклассники и учитель математики и физики Василий Владимирович Апашкин. Наигравшись с первой моделью, решили подойти к делу творчески и усовершенствовать её, наделив новыми приспособлениями и функциями. По мнению педагога, очень важно, что ребята начали самостоятельный поиск информации по робототехнике в интернете и своими находками приходят поделиться в кружок.
Сейчас в распоряжении юных роботехников три унифицированных комплекта деталей, позволяющих собирать разнообразные машины и устройства. На занятиях в кружке несмотря на юный возраст и недостаток знаний по физике, информатике, математике ребята преуспевают в саморазвитии. Технические логика и навыки у современных детей развиты. Второго робота сами запустили через компьютер, старшеклассники подсказали, как управление перевести в дистанционный режим.
– Есть методические материалы, – рассказала Т.А. Журавкова. – Проходят семинары по робототехнике в «Точках роста», где школы обмениваются друг с другом опытом. Всегда любила проводить исследовательскую работу с детьми, теперь возможности заметно расширились. Курсы робототехники в школах вполне способны превратиться в наиболее интересный метод познания и изучения не только цифровых технологий и программирования, но также всего окружающего мира и даже себя самого. Мы начали с коллективных работ, сдвигали по 2-3 парты, садились вкруг и пытались из маленьких деталей собирать первого робота – так увлечённо, что не замечали, как пролетает время. Думаем, что к концу учебного года появятся авторские самостоятельные работы. Уже сейчас двое учащихся выделяются логикой и сообразительностью.
АКТИВИЗИРОВАЛАСЬ КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Сегодня в Дивинской школе работают 17 кружков естественно-научного направления, где все желающие находят занятия по интересам.
Если для младшеклассников эти занятия являются своего рода удовлетворением любопытства, то для ребят постарше – это помощь в усвоении учебной программы, подготовке к ЕГЭ, конкурсам, в профессиональной ориентации.
Тем, кто интересуется математикой, поддержать это увлечение за счёт изучения истории науки, решения занимательных задач, знакомства с прикладной математикой помогает кружок «Омега» (Е.В. Ковальчук)
Широкие возможности для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности предлагает кружок «Удивительное рядом», «Мир вокруг нас».
Кружок «Занимательная анатомия» направлен на формирование у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, на развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.
Интерактивный кружок «Биология с элементами английского языка» (педагог М.В. Ткаченкова) нацелен на углубление и расширение теоретических знаний о закономерностях в биологии, с тренировкой критического мышления.
Интерактивный кружок «История физической науки: даты, события, люди» предлагает ребятам применять и пополнять знания через решение практических задач.
В кружке «Зелёный дом» естественно-научная направленность тесно переплетена с воспитательной, а приобретенные знания и умения позволяют облегчить дальнейший процесс обучения различным дисциплинам.
Творческое объединение «Мы+» (педагог Л.Н. Бросаус) имеет эколого-биологическую направленность и формирует научно-материалистические взгляды учащихся на природу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мои первые эксперименты» нацелена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления от исследовательской деятельности. В неё включены большое количество заданий и экспериментов.
«Занимательное программирование на Scratch» – инструмент для развития навыков по информационной грамотности, коммуникативных, критического и системного мышления, креативности и любознательности.
Кружковцы и их педагоги участвовали в онлайн-викторинах «Хочу стать системным администратором» (М.В. Ткаченкова), «Волонтёры могут всё» (Н.Н. Егоренкова, Т.В. Журавкова, Н.А. Анахова), «Классное пространство» (Н.Н. Егоренкова). Идёт подготовка к участию в конкурсе по программированию в среде Scratch, «ПроКульт», посвящённому Году народного искусства и культурного наследия России (Н.Н. Егоренкова).
с. ермакова.