b_250_200_16777215_00_images_Zpochinok.jpgb_250_200_16777215_00_images_Zvokzal.jpgb_250_200_16777215_00_images_zBANNERSN.png

 

 

 

 

Себе и людям

b_250_200_16777215_00_images_S.jpg b_250_200_16777215_00_images_phocagallery_thumbs_SS.jpg b_250_200_16777215_00_images_banners_SSS.jpg
Торговля является одной из важнейших отраслей российской экономики, в которой задействовано около 7 процентов работающего населения.
Профессия продавца стала наиболее распространённой и востребованной с развитием в стране рыночных отношений. Большинство из её представителей сегодня работают в крупных торговых сетях, но немалая часть приходится на представителей малого и среднего бизнеса, – индивидуальных предпринимателей, присутствие которых особенно заметно в базарные дни на небольших розничных рынках. 
Накануне праздника я пообщался с несколькими торговцами, которых можно назвать старожилами Починковского рынка. Их истории оказались во многом похожи: все занялись торговлей вынужденно. Но, как говорят сами, у каждого продавца есть свой клиент, благодаря которому удаётся выживать в условиях жёсткой конкуренции. И со временем они стали настоящими профессионалами. 
Лариса Юрьевна Захарова когда-то работала инженером по технике безопасности в Починковском МСО. После того, как организация перестала нормально функционировать, пошла подрабатывать на почту и впервые стала за прилавок на базаре. Продавала самый разный ширпотреб. Как и множество других таких же новоявленных предпринимателей, товар закупала на оптовом рынке в Москве. Вспоминает, как одно время продавцов на местном рынке было едва ли не больше, чем покупателей. Однако лишь немногим удалось на торговле достаточно «подняться». В большинстве случаев, приторговывая таком образом, можно было лишь как-то сводить концы с концами. 
Л.Ю. Захарова вспоминает, что для мелких предпринимателей никогда не было никакой поддержки и кредитования на приемлемых условиях. Не случайно сегодня среди торговцев на местном рынке практически нет молодёжи. Это занятие не стало даже в те времена, когда в бюро по трудоустройству безработным выдавали небольшие «подъёмные» для развития торгово-предпринимательской деятельности или организации предприятий по бытовому обслуживанию населения. Отработав положенный срок, люди бросали своё дело и уходили с рынка. 
Сейчас за плечами Ларисы Юрьевны 22 года практического стажа в этой сфере. В небольшом боксе-контейнере, арендуемом на частном рынке, она предлагает женский трикотаж. Говорит, что залежей нереализованного товара нет, но не хватает и средств для закупки и постоянного обновления ассортимента, поэтому партии бывают ограниченными. Балансировать на грани рентабельности помогают богатый опыт, хороший вкус и умение угадать потребности покупателей, с которыми она научилась общаться как психолог. 
По её словам, с годами выявился и ещё один минус такого предпринимательства: несмотря на все положенные многолетние отчисления, пенсия получилась очень скромной, что вынуждает держаться за прилавок до последней возможности. 
С той же поры торгует на базаре Валентина Михайловна Бобылева. Их торговые места сегодня расположены буквально в нескольких метрах, но конкурентами в прямом смысле слова назвать нельзя: теперешняя товарная специализация соседки направлена на удовлетворение потребностей земляков в дешёвой одежде и обуви для сельского быта. 
До 1996 года В.М. Бобылева работала в комбинате надомного труда. После сокращения штатов предприятия год официально числилась безработной. Потом тоже подалась в рыночную стихию, где кое-как выживает по сей день. Сначала торговала разной мелочёвкой, вроде носков, тапочек и футболок. Сейчас спросом пользуются резиновые сапоги, галоши, кеды, спецодежда и прочие бюджетные вещи, нужные для работы в саду-огороде или походов в лес за грибами. 
Говорит, что много покупателей уводят заезжие торговцы, особенно те, что предлагают аналогичные товары на так называемых ярмарках и распродажах, частенько проводимых в городском Доме культуры. 
Ирина Александровна Шестакова в торговле с 2003 года. По образованию педагог, работала в Переснянской школе учителем математики и физики. Рассказала, что решила сменить профессию после рождения третьего ребёнка, когда мизерной учительской зарплаты стало не хватать. Начинала на вещевом рынке, продавая постельное бельё, которое сама же и шила вместе с золовкой из материала, закупаемого в Смоленске в специализированном магазине «Ткани». 
Это оказалось удачным коммерческим ходом: со временем появилось немало постоянных клиентов и заказов на нестандартный швейный товар. Помощником и прочной опорой в её бизнесе был и остаётся супруг Олег Игоревич Шестаков, у которого зарегистрировано отдельное ИП. Наверное, только благодаря такому семейному подходу к делу на смену первом прилавку в виде обычной спальной раскладушки пришла палатка. Потом И.А. Шестакова перешла в стационарный арендованный, а позже и в свой собственный торговый павильон. Сейчас там можно найти не только разные постельные принадлежности от известных российских фабрик, но и недорогой домашний текстиль. 
Хотя в последние годы в силу объективных социально-экономических факторов ряды индивидуальных предпринимателей на всех рынках значительно поредели, ещё остаются те, кто продолжает выполнять своего рода социальную миссию, предлагая широкой ассортимент ходовых товаров по ценам, доступным для небогатого покупателя. 
А. ГОСТИЛОВИЧ.