b_250_200_16777215_00_images_Zpochinok.jpgb_250_200_16777215_00_images_Zvokzal.jpgb_250_200_16777215_00_images_zBANNERSN.png

 

 

 

 

Хоровое пение - объединяющий процесс

Анна Алексеевна Шевелёва (на фото)в Починковской детской школе искусств обучалась на двух отделениях – фортепианном и эстрадно-джазовом. Когда она пришла в родную школу устраиваться на работу после окончания музыкального училища, в коллективе это восприняли не только как кадровое обновление, но и шанс  на развитие такого важного направления, как хоровое музицирование.

b_250_200_16777215_00_images_album1_nnnnnnn.jpgАнна Алексеевна в музыкальном училище сначала специализировалась на хоровом дирижировании. А сейчас заочно учится на втором курсе Российской академии им. Гнесиных, на отделении дирижирования академическим хором.

Когда видишь на сцене выступления учеников А.А. Шевелёвой, то, прежде всего, замечаешь горящие глаза, с трепетным ожиданием устремлённые на дирижера. Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый. Только этот инструмент невозможно получить готовый, его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.

Для поступления в музыкальное училище Анна Алексеевна выбрала отделение хорового дирижирования именно за многоплановость учебного процесса, позволяющую проявить себя в разных направлениях – пианиста, вокалиста, музыкального теоретика и т. д. В перспективе ей хотелось бы самой петь в академическом хоре. Ближайшие планы связаны с нынешними учениками. Старшеклассников она настраивает на участие в областных конкурсах, малышей – на развитие в ходе регулярных занятий.

– Нет детей, которым, как говорят, «медведь на ухо наступил», – убеждена А.А. Швелёва. – У всех может быть реабилитирован музыкальный слух. Дети любят петь, и проблем с мотивацией нет. Репертуар можно варьировать. 

Я предпочитаю академические произведения, дети с удовольствием поют русские народные песни. Нередко самой приходится адаптировать песни под пока ещё недостаточно развитые возможности маленьких певцов. Трудности вызывает необходимость упорного труда. Воспитание дисциплинированности тоже задача педагога.  Наибольший результат может дать работа с детским хором на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и кончая  старшей возрастной группой. Музыкальная школа соответствует этому требованию. Моя задача выстроить свой учебный процесс так, чтобы занятия не были однообразными, скучными, чтобы дети не замечали, что их учат. Стараюсь, чтобы происходило не только музыкальное развитие ребенка, но и общее, разностороннее.

Помимо программных уроков в ДШИ, на базе Починковской средней школы №1 А.А. Шевелёва ведёт занятия хорового класса в рамках программы дополнительного образования. Выступление детского сводного школьного хора стало украшением недавнего юбилейного мероприятия. В одну группу собраны самые маленькие певцы – первоклашки. Во вторую – учащиеся вторых, третьих и четвёртых классов. И об этом направлении работы педагога хотелось поговорить особо.

Хор – это самая массовая форма культуры и искусства, дающая возможность с раннего детства получать опыт совместного музыкального самовыражения через пение. Участвуя в работе хорового коллектива, маленький человек проходит своеобразный курс истории музыки и вообще культуры. Но, сюда ведут детей не только ради того, чтобы научить петь. Организация занятий хора в общеобразовательной школе началась с общения с родителями, и многие рассматривали приобщение к хоровому пению детей как важный элемент социализации. Хоровое пение – процесс объединяющий. Сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы вернуть молодому поколению чувство товарищества. В песне, особенно хоровой, есть организующее начало, располагающее певцов к дружному делу.

В Починковской ДШИ А.А. Шевелёва (помимо директора Т.В. Федченковой) сегодня единственный специалист хорового дирижирования. Её увлечённость и инициативность встретили поддержку коллег. Дело не только в том, что хор в любой школе является некой визитной карточкой. Вместе с опытным концертмейстером Е.В. Черкасовой молодой специалист приступила к решению уникальной педагогической задачи – не только научить петь, а привить навыки свободного творческого мышления, умение в хоре слышать других и себя, получать радость от сотворчества.

Кстати, в 2013 году  было принято решение о создании Всероссийского хорового общества. Председателем был избран художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Одно из его предложений – в рамках работы Хорового общества, показать на закрытии Олимпиады в Сочи тысячеголосый детский хор, в котором пели и смоляне, – было успешно реализовано. Минобразованию и минкультуры поручено проработать вопрос преподавания хорового пения в общеобразовательных школах. Не дожидаясь, когда запоёт вся страна, Починковсая ДШИ эту идею самостоятельно пытается воплотить в жизнь.

С. ЕРМАКОВА.