Молодые cпециалисты

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image images/Fotografii/%20.jpg
There was a problem loading image images/Fotografii/%20.jpg
К ученикам – индивидуальный подход
Первое сентября – День знаний. Самое время побеседовать с молодым учителем Ольгой Чулковой:  она преподаёт географию, информатику, математику и ИЗО в Самолюбовской школе, а ещё вожатая и библиотекарь. Мы говорим о работе в малокомплектной школе (37 учеников на 2018-2019 учебный год), о трудностях учительской профессии и подходе к детям.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?
 
%20.jpg– У нас династия. Бабушка, Зинаида Андреева, более 40 лет проработала в Новоголовачёвской школе. Папа, Александр Андреев, был директором Самолюбовской школы, преподавал физику. Мама, Светлана Андреева, была учителем математики и завучем.
Семь классов я училась в обычной школе. В восьмой родители отдали меня в педагогический лицей имени Кирилла и Мефодия в Смоленске. Первый год было очень сложно. Хотела бросать, мама сказала: «Я заберу тебя», но бабушка запретила: «Нет! Она четыре года будет учиться в лицее». В Смоленский государственный университет я поступила без проблем, на факультет начальных классов. Сразу в школе рабочих мест не было, поэтому работала продавцом. А потом позвали секретарём в нашу Самолюбовскую школу. Предложили всего шесть часов географии в средних классах. Хорошо, что у нас в университете был сильный преподаватель землеведенья – всё получилось. География – это моё. Я согласилась.
Благодарна за то, что сейчас работаю в школе, нашему директору, Виктору Алексеевичу Скоблякову. А сама школа строилась под руководством моего отца. Надо было отдать дань отцу, поэтому я и пошла туда.
– Вы помните свою первую учебную практику?
– Я проходила её в Смоленске, в 14-й школе. Очень понравилось, хотя ожидала немножко другого. Это было на четвёртом курсе. А на пятом – уже у нас, в Самолюбовской школе. Понравилось мне больше работать в городской школе. Может от того, что там больше учеников, и я могу проработать много разных методик. А тут два-три человека. С ними уже не сделаешь групповое занятие… Но к каждому ищешь индивидуальный подход, готовишься серьёзно.
– Многие считают, что чем меньше учеников в классе, тем лучше усваивается материал. Сравнивают с репетиторством. Что Вы думаете про это?
– Не согласна. Есть лентяи и в больших, и в маленьких классах. Научить его открыть тетрадку, что-то записывать – это уже победа, я считаю. Да ещё с учётом того, что в малокомплектной школе приходится одному учителю вести шесть уроков, и все разные. Попробуй к каждому подготовиться.
– И не тяжело Вам выдерживать такую нагрузку?
– Сначала было тяжеловато. Но я научилась и в два ночи ложиться спать, и в шесть утра встать. У многих складывается мнение, что учитель закончил в 14:00 уроки и пошёл домой отдыхать. Нет, постоянно идёт работа. Нужно найти время для учебных разработок, спланировать следующие уроки, сделать презентации, дополнительно позаниматься с ребёнком.
– Нескромный вопрос. Стоит ли всё это того заработка, который получают учителя?
– Дело не в деньгах. Если учитель идёт работать ради заработной платы, то это ненадолго. Для меня это и профессия, и хобби. В этом весь секрет. Но, честно, хотелось бы немного больше (смеётся). Но в любой профессии так.
– Какого стиля преподавания Вы придерживаетесь? Как удаётся привлечь внимание детей и удержать его?
– Сейчас по федеральным стандартам мы должны подводить ребёнка к тому, чтобы он сам находил материал. Но я считаю, что ученику нужно дать знания, а уже потом закрепить всё на практике. Не так, чтобы он сам… Кто-то найдёт одно, кто-то другое, кто-то вообще ничего не сделает. Проще, если ему сначала показать, рассказать. Некоторые дети считают, что я слишком строгий учитель, когда впервые меня видят. Может из-за мимики… Но когда узнают меня, говорят: «В школе самая добрая Ольга Александровна». Мне ещё проще из-за того, что я вожатая. В игре их заинтересовать вообще просто. И ключик доверия к любому подберёшь. Самое главное – любить детей. Я не стою над ними: «Я учитель!». Стараюсь быть наравне.
– Вы не только учитель, но и вожатая. Что входит в Ваши обязанности?
– На мне лежит воспитательная работа, документация, сайт школы, проведение всех праздников, митингов. Всю музыкальную аппаратуру я привезла в школу (муж уже ругается). Дети сначала зажимались. А потом раскрылись, когда поняли, что Ольга Александровна тоже может и станцевать, и посмеяться.
– Вам приходится работать, как и с более взрослыми ребятами, так и с младшими классами. Как удаётся совмещать такие разные подходы?
– На практике я работала с маленькими, а уже здесь – со старшими. Да, разные подходы. Но у меня же и свои дети маленькие. В детском саду подрабатываю. Опыт есть. Дети тянутся ко мне. Не хочу сказать, что у меня всё супер. Есть такая проблема… Родители приводят детей в школу и говорят: «Вот мой ребёнок, воспитывайте и учите его». Мы стараемся донести, что и учитель даёт знание, но и ты, родитель, должен это делать. Нельзя, я считаю, полностью воспитание ребёнка перекладывать на учителей.
– Вы никогда не задумывались перейти на работу в другую школу?
– Мне жалко бросать детей, классы, которые веду. Не хочется мне уходить. И коллектив хороший, и директор.
– Расскажите, пожалуйста, про успехи своих учеников.
Мы участвовали в олимпиадах. Двое стали победителями. Районные грамоты есть. Но дело не в наградах.
– Как Вы относитесь к таким экзаменам, как ЕГЭ?
– Считаю, что есть несправедливость. Ученик, который обладает знаниями, может сдать на тройку, и двоечник, который ничего не делал и тоже сдаёт на тройку. У первого одного балла до четвёрки не хватило, а второй минимальный на тройку набрал… Неправильно это. Но детей надо готовить к ЕГЭ.
– Что бы Вы сказали своим коллегам в День знаний?
– Прежде всего, хочу поздравить всех коллег с замечательным праздником. Пускай этот новый учебный год будет удачным. Пусть наш вклад в образование и науку будет по достоинству оценён и признан.
– Спасибо большое. С праздником.
Андрей Привалов,
студент 3 курса СмолГУ.