Контуры новой национальной системы высшего образования

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

"Наша генеральная линия - специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас", - сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

 

НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!

b_250_200_16777215_00_images_an.JPGМнение В. П.  Державцевой, члена экспертного клуба Смоленской области, главного редактора СОГУП «Юго-Восточная объединенная редакция».

 

Как только пошли разговоры о том, что в России надо отказаться от Болонской системы образования, так и захотелось закричать на всю страну: «Наконец-то у высоких чиновников наступило просветление в головах!».

Была своя, отлаженная, проверенная десятилетиями система образования. Специалисты, получившие образование в годы советской власти, и сейчас считаются одними из лучших.

Зачем городить огород: бакалавр, магистр. У нас были профтехучилища, техникумы и высшие учебные заведения, которые готовили действительно стоящих специалистов, причем не теоретиков. В процессе обучения, на практиках, которые действительно были серьезными, студенты приобретали практический опыт.

Не сочтите за консерватизм, но мое мнение однозначно – вернуться к своей, российской системе образования и не заглядывать за «кордон», не копировать у них то, что не совсем в нашей стране приживается. Никаких бакалавриатов и магистратур, нормальное, полноценное высшее образование по той специфике или будущей профессии, которую выбирает молодой человек.

 

Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС.

b_250_200_16777215_00_images_ann.jpgПриятная новость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате под час не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обучение. За период обучения на год дольше, больше времени для закрепления полученных навыков на практики. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.