Доступность к культурным благам

Национальный проект «Культура» (региональные проекты «Творческие люди», «Культурная среда» и «Цифровая культура»). По информации начальника департамента по культуре Михаила Ивушина, основная цель данного нацпроекта – обеспечить максимальную доступность граждан к культурным благам, улучшить соответствующую инфраструктуру: «Не секрет, что во многих удаленных населенных пунктах попросту нет центров культурной жизни. А там, где они остались, материальная база устарела. Это касается и клубов, и школ искусств, и музеев, и библиотек. При этом потребность в интересном досуге, в культурном общении, в возможности реализовать себя в творчестве у людей не ослабевает».

Для решения этих задач разработан региональный проект «Культурная среда». Именно на реконструкцию и ремонт учреждений культуры, оснащение их новым оборудованием направлены 90% средств всего нацпроекта. В приоритете – сельские Дома культуры. В 2019 году проведен капитальный ремонт семи сельских Домов культуры в Гагаринском, Дорогобужском, Ельнинском, Ершичском, Монастырщинском и Сафоновском районах, оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и учебной литературой пять детских школ искусств и музучилище в Дорогобужском районе, а также в Смоленске и Ярцеве. На эти цели направлено свыше 44 миллионов рублей.

Федеральное финансирование позволило реализовать концепцию «Библиотеки нового поколения». В нынешнем году в рамках нацпроекта «Культура» Краснинская районная библиотека стала первым в нашем регионе учреждением, которое выиграло грант в размере 10 миллионов рублей на создание такого объекта. За счет этих средств в 2020 году модернизируют внутреннее пространство учреждения, приобретут мебель и современное оборудование, обновят книжный фонд.

Реализация регпроекта «Творческие люди» обеспечила оптимальные условия для творческого саморазвития и поддержки культурных инициатив жителей области путем инновационных проектов, организации передвижных выставок ведущих региональных музеев, проведения фестивалей, конкурсов, в том числе детских, с вручением грантов самодеятельным коллективам. Особое внимание уделялось подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере культуры.

Одной из приоритетных целей национального проекта «Культура» является увеличение в пять раз количества обращений к цифровым ресурсам. В связи с этим на территории Смоленской области утвержден региональный проект «Цифровая культура», который, прежде всего, предполагает создание виртуальных концертных залов в городах региона. Комплекты оборудования устанавливаются в залах клубов, библиотек, школ искусств и даже музеев, что позволяет транслировать концерты из крупнейших филармоний страны, как в прямом эфире, так и в записи. Благодаря выделенным губернатором денежным средствам из областного бюджета в 2019 году виртуальный концертный зал был создан на базе Смоленской областной библиотеки имени А.Т. Твардовского. В 2020 году виртуальные залы появятся в Ярцеве и Сафонове.

Алексей Островский акцентировал внимание своих подчиненных на неукоснительном достижении плановых показателей нацпроектов, заявленных на 2020 год.

ИгорьАлиев.

b_250_200_16777215_00_images_kQ.jpgМЕЖДУ ФОРТЕ И ПИАНО

То, что на государственном уровне проблемы учреждений дополнительного образования видят и понимают, подтвердил и президент в послании Федеральному Собранию. Заявлено о выделении средств на ремонты зданий и на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств.

Масштабная поставка пианино в рамках государственной поддержки школ искусств и отечественных производителей музыкальных инструментов началась с 2018 года. Минкультуры России совместно с Минпромторгом провели анализ обеспеченности музыкальными инструментами муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры. В результате подготовлены предложения по реализации государственного заказа и механизму закупки инструментов у отечественных производителей, что позволит решить проблему развития производства и оснащенности учреждений одновременно. Приоритет – образовательным организациям, реализующим дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства.

ФОРТЕПИАНО  «МИХАИЛ ГЛИНКА»

Благодаря этим мерам Починковская ДШИ в 2019 году получила два новых музыкальных инструмента: фортепиано марки «Михаил Глинка» – это новая линейка отечественных инструментов, созданных на основе проверенных многолетним опытом европейских передовых технологий. Одно пианино заняло свое место в Починковском здании ДШИ, второе – в актовом зале Шаталовского подразделения. Игра  на новых инструментах стала своеобразной наградой за успешную учёбу.

Починковская ДШИ, как и многие учебные заведения дополнительного образования в России, давно нуждается в новых музыкальных инструментах, в первую очередь, таких дорогостоящих, как пианино, парк которых не обновлялся с 80-х годов и поддерживается в рабочем состоянии только благодаря мастерству настройщиков.

– Ситуация с инструментами не критическая, но всё оснащение школы – советского периода, – рассказала директор Починковской ДШИ Татьяна Викторовна Федченкова. – Последнее приобретение нескольких народных инструментов произошло в 90-х годах. В 2017-м году малый баян помог купить районный Совет депутатов. В 2019-м за свой счёт купили ещё один ученический баян. Оснащение инструментами и оборудование классов оставляет желать лучшего.  Поступление двух шикарных фортепиано с рояльным звучанием «Михаил Глинка» (по 500 тысяч рублей каждое) стало не только радостным событием, но и обнадёживающим  на дальнейшее развитие системы дополнительного образования. Лучшего инструмента, чем «Михаил Глинка», я не слышала.

Не менее восторженно о новых инструментах отзываются и ученики, по достоинству оценив богатую звуковую палитру и его широкие технические возможности. Леонид Тюрин и Алёна Крисова вместе с преподавателем Эллой Фёдоровной Труновой(на фото) сейчас разучивают переложение марша «Прощание славянки» для фортепианного дуэта, с которым планируют принять участие в различных мероприятиях, посвящённых 75-летию Победы. Алёна – выпускница фортепианного отделения нынешнего года, Леонид в прошлом году завершил основной курс обучения и занимается на дополнительном. Молодые люди на личном примере убедились в том, что трудолюбие и упорство, проявленные на музыкальных занятиях, приносят удовлетворение, а приобретённые навыки расширяют творческие возможности и стимулируют желание узнавать и обучаться новому. Обоих поддерживают и воодушевляют на учёбу родители. Леонид сел за фортепиано вслед за двумя старшими братьями, продолжая семейные традиции. У такой мамы, как О.В. Литвин, дети просто не могут жить вне творческого процесса. Юные пианисты не жалуются на высокую загруженность. Напротив, успешно учатся в общеобразовательной школе и ДШИ, находят время и возможности даже для занятий спортом.

На таком замечательном фортепиано, как «Михаил Глинка», им удаётся поиграть не только в школе, но и на фестивалях. Юные пианисты и преподаватели с наслаждением играют на новых инструментах. Звук очень ровный, мягкий, чутко реагирующий на всё то, что задумал исполнитель. Инструмент с рояльным звучанием, качественно настроенный, может подарить удовольствие исполнителям и слушателям.

«КАЖДОГО РЕБЁНКА  ВИДИМ И СЛЫШИМ»

В Починковской ДШИ обучаются 1418 детей по двум основным направлениям: дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы. Общеразвивающее обучение позволяет ребёнку себя попробовать в различных видах творческой деятельности. Обучение игре на музыкальных инструментах – сложный и трудоёмкий процесс, требующий упорства, прилежания и настойчивости как  учеников, так и родителей.

 В нынешнем учебном году по программам дополнительного предпрофессионального образования занимается 271 ученик и, по словам Т.В. Федченковой, главной задачей педагогический коллектив считает расширение именно этого направления. Предпрофессиональная подготовка ведётся на народном, фортепианном, фольклорном, художественном, хореографическом отделениях, со сроком обучения пять - восемь лет, плюс  шестой и девятый годы, как дополнительные для  решивших продолжать образование далее с целью профориентации.  Прошедшие полный курс обучения получают свидетельства государственного образца.

– Сегодня вести работу по пропаганде и развитию дополнительного образования тяжелее с родителями, чем с детьми, – считает Т.В. Федченкова. – У каждого ученика, осваивающего азы игры на инструменте, на отделениях живописи или хореографии, наступает период, когда одних способностей недостаточно и нужно потрудиться. В это время без помощи родителей педагогам не обойтись.

 Нередко вместо того, чтобы проявить настойчивость, призвать ребёнка к дисциплинированности, прививать трудолюбие, целеустремлённость, родители на первое же «не хочу» идут на уступки. А ведь банальная лень мешает ребёнку получать дополнительное образование. Занятия в ДШИ, помимо разностороннего развития, помогают научиться организовывать своё время, воспитать силу воли, целеустремлённость.

У современных гиперактивных детей хватает времени и энергии на дополнительное образование. Тем более что обучение игре на музыкальном инструменте не перегружает ребёнка, а разносторонне его развивает и помогает успешному освоению общеобразовательных дисциплин. Среди участников школьных олимпиад немало учащихся школы искусств. У них остаётся время и на занятия спортом. Хочу через газету обратиться к родителям: полюбить своих детей, значит, не жалеть труда, терпения, внимания. Научить преодолевать эмоционально-критические моменты и не бросать курс обучения, доводить любое дело до конца.

«НАДЕЕМСЯ  НА ПОМОЩЬ»

Проблемы школы не ограничиваются недостатком новых музыкальных инструментов. Есть трудности с кадровым обновлением. Ограничены возможности учащихся в прослушивании живой музыки в исполнении профессионалов высокого уровня.

 В рамках национальных проектов началось оснащение школ виртуальными кинозалами с тем, чтобы в формате прямого эфира смотреть концерты лучших музыкантов. Эту возможность уже имеет, например,  Ярцевская школа искусств. На доступность модернизации материально-технического оснащения надеются и в Починке.

Пока практикуются лишь единичные поездки учащихся на концерты, педагогов – на мастер-классы в областной центр. Не так давно ученики фольклорного отделения вместе с преподавателями М.А. Шевкуновой и Л.П. Андреенковой побывали в Смоленске на бесплатном концерте ансамбля аутентичного фольклора Российской академии музыки имени Гнесиных. Конечно,  привезли восторженные отзывы и впечатления.

На базе Починковской ДШИ проводится фольклорный конкурс-фестиваль «К истокам народной культуры», созданный специально для поддержки народников-инструменталистов. Пианисты ежегодно с удовольствием участвуют в областном фестивале фортепианной музыки «Волшебный рояль»,  в других конкурсах профессиональной направленности. Но и участие наших детей в конкурсной деятельности нуждается в расширении.

С 2020 по 2024 год начинает действовать региональный проект «Успех каждого ребёнка», в рамках нацпроекта, целью которого, прежде всего, является увеличение охвата детей дополнительным образованием. Фактически началось реформирование дополнительного образования – от расширения разнообразия форм и методов до модернизации  инфраструктуры, финансирования, управления. К апрелю нынешнего года нужно создать муниципальный опорный центр дополнительного образования. На федеральном и региональном уровнях такие структуры уже созданы.

Есть и существенные хозяйственные проблемы. С мая 2019 года прекращена эксплуатация второго этажа главного здания школы в Починке. Техническое обследование выявило необходимость капитального ремонта кровли. За период летних каникул ничего изменить не удалось, и новый учебный год начался с расквартирования по городу: часть классов разместились в здании ЦДО, не отказал в гостеприимстве Дом культуры, поделалась помещениями городская средняя школа №1.

 Проектно-сметная документация на капитальный ремонт кровли и фасада здания готова. В госпроекты не попали, готовится письмо с просьбой о выделении средств из резервного фонда губернатора. Требуется сумма порядка 4,2 миллиона рублей. Глава района активно ищет варианты привлечения средств на ремонт.

Свободных помещений, подходящих для переселения школы, в Починке нет. Бывшее здание райкома, в котором она располагается, по-своему уникальное, и его стоит сохранить при условии обустройства теплых туалетов. На строительство канализации тоже готова смета.

Музыкальные школы – это не только правильно подобранные кадры, хорошие инструменты, это ещё и  вовремя починенные крыши, удобная мебель…

С. ЕРМАКОВА.